Употребляемый в настоящее время для определения данной болезни термин витилиго «vitiligo» трактуется как производное от латинского слова «vitium», что в переводе означает — порок. С добавленным суффиксом «igo» этот термин означает не что иное, как «порочная болезнь».

История витилиго.

Как заболевание, по современным понятиям, витилиго было выделено в самостоятельную нозологическую единицу с сере­дины XIX века, когда Danielssen и Воеск в 1842 году научно доказали, что проказа и витилиго не имеют между собой ничего общего. А до того якобы во все времена витилиго отождествля­ли с проказой. Например, в Китае в 2637 году до н.э., в Иране за 2800 лет до н.э. людей с белыми пятнами, так же, как и прокаженных, не пускали в города. У евреев и особенно у мусульман, наличие белых пятен на коже у человека весьма неблагоприятно сказывалось на его судьбе.

Не умаляя заслуг Danielssen и Воеск, следует отметить, что древние лекари прекрасно отличали эти болезни, и в разных краях и народах витилиго имело свои местные названия. Так, в древнеиндийских рукописях («Atharva-Veda», 1400 лет до н.э.) оно именуется как «shvetkushta», «svitra», «kilas»; в древнеарабских — «bohak», «bahah», «baras»; в древнееврейских — «zora’at», в древне-греческих— «блцпт». На Руси его называли «песь» (песья болезнь).

Витилиго в Древнем Египте.

Сообщения о наблюдении на коже людей белых пятен дошли до нас из очень далеких времен. Еще в древнеегипетском папирусе Эберса (Ebers Papyrus) дано описание данной патологии. Более того, там была проведена даже попытка классификации белых пятен. В частности, было выделено два их типа. 1-й — с опухолями и другими изменениями, 2-й — только изменение цвета. Первый тип, судя по всему, это не что иное, как проказа, а второй, несомненно, собственно витилиго. Упоминания о белых пятнах имеются и в древнегреческой литературе. В частности, у Геродота из Клио в 449 году н.э. в так называемом «Сборнике Гиппократа», изданном где-то между 320-300 гг до н.э. его учениками, проказа и витилиго также подробно описаны по отдельности, каждая под своим наименованием. Первая называлась «лерсб», а вторая — «блцпт». Это лишний раз подтверждает постулат, что «все новое — это хорошо забытое старое».

Из глубин истории до нас вместе с витилиго дошла и одна загадка. Почему во все века, во всех странах, на всех языках название этого заболевания несло и несет сейчас в себе понятие позорности, порочности? Одной схожестью витилиго с лепрой этого не объяснить. Ведь на Руси, например, проказы практичес­ки не было, а болезнь именовалась «песью». А в старые времена не было среди славян большего позора, чем сравнить, а тем бо­лее обвинить человека в родстве с собакой, псиной.

Почему многие до сих пор считают, что белые пятна на коже это — метка Господня, что так он пометил плохих людей? Именно не наказал (ибо сия болезнь далеко не самая худшая), а пометил. За что, за какие и чьи грехи страдают (в основном морально) больные витилиго, которым от предков досталась кон­ституционально-генетическая предрасположенность к данной патологии.

Витилиго в Священном писании.

Чтобы ответить на эти вопросы, чисто медицинских понятий и врачебных усилий явно недостаточно. Поэтому я не поленился дословно вычитать и Библию, и Коран и естественно не нашел в них никаких упоминаний о витилиго. В этом нет ничего удивительного, ибо данное название болезни возникло и. I л. панно, гораздо позже, чем эти священные книги. И только в 13 главе III книги Моисея, вошедшей впоследствии в Ветхий Завет Библии (еще за 1500 лет до н.э.), было обнаружено описание отличия «чистых» и «нечистых» белых пятен, т.е. говоря современным медицинским языком —дифференциаль­ная диагностика между витилигинозной депигментацией и проявлениями проказы.

Причем, несмотря на то что в священном писании этому вопросу уделено довольно много места, ни одного порочащего данных больных слова не сказано, т.е. ни о какой «каре Господней» даже не упоминается. Моисей этих больных в худшем случае называет «нечистыми», но только до выздоровления.

Но, несмотря на это, до настоящего времени почему-то в странах именно с мусульманской религией больные с белыми пятнами (о которых в Коране вообще не говорится ни слова) не просто считаются «нечистыми», но и не могут чувствовать себя полноценными гражданами. В том числе и в нашей стране. В Кавказских же и Среднеазиатских республиках бывшего Союза, с преимущественным мусульманским населением, больные витилиго подвергаются унижениям и изоляции. От них шарахаются, женщин не берут замуж. В Средней Азии и сейчас имеются горные кишлаки, где они собираются и совместно проживают вдали от остальных людей.

Короче говоря, эта главная загадка витилиго, судя по всему, так и остается нерешенной.

Книга «Витилиго» Ю. Н. Кошевенко

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заказать звонок
+
Жду звонка!